Россия не участвует ни в одной международной системе страхования автогражданской ответственности, поэтому российские страховые полисы не действуют за рубежом, а внутри страны не работают иностранные страховки. С 1 сентября этого года каждый въезжающий в Россию обязан иметь полис "автогражданки". Норме только месяц, но перегибов с ее исполнением накопилось уже достаточно.
Известия,
8 октября 2003 г.
Входной билет и плата за выход: "пограничное" страхование начинается со скандалов 3202 просмотра
С 1 сентября этого года каждый въезжающий на территорию России на машине, будь то гражданин России или иностранец, физическое или юридическое лицо, обязан иметь российский полис обязательного автострахования и знак "Т" на лобовом стекле. Россия не участвует ни в одной международной системе страхования гражданской ответственности, поэтому российские страховые полисы не действуют за рубежом, а внутри страны не работают иностранные страховки. Норме только месяц, но перегибов с ее исполнением накопилось уже достаточно.
С введением обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), российские страховые компании получили новый рынок. Российскую границу ежегодно пересекают от 2 до 10 млн автомобилей и автобусов. Практически никто из них в дорожно-транспортные происшествия не попадает: сказываются профессионализм водителей, постоянство маршрутов большинства въезжающих и относительная краткосрочность пребывания таких машин на нашей территории. Стоимость же "въездного" полиса определена по максимуму. Как сообщил "Известиям" Игорь Иванов, заместитель генерального директора компании "РЕСО-Гарантия", страховка для физических лиц, приехавших в страну на 15 дней - 6 месяцев, стоит для обычных машин (мощностью 70-95 л.с.) 1029.6 - 3346.2 руб., для юридических - 1605.5 - 5619.25 руб.
- Пограничное страхование является наиболее привлекательным сегментом рынка ОСАГО, - признается и Владимир Курильчик, начальник отдела продаж управления перспективных проектов компании "Спасские ворота". - Полис для иностранцев на 15 дней обходится фактически в 20 процентов годового тарифа. При пограничном страховании применяется "территориальный" коэффициент, равный московскому (2.0), а коэффициент по возрасту и стажу определен законом как для самых молодых и начинающих водителей - 1.3.
Причем по максимуму платят даже те, кто едет к родственникам в ближайшую приграничную деревню, и российские граждане, ввозящие купленный за границей автомобиль. По данным Государственного таможенного комитета, около 60 процентов пересекающих границу на машинах - жители сопредельных государств или родственники, ездящие друг к другу в гости, оставшиеся - перегонщики машин и дальнобойщики.
Стоимость наших обязательных полисов оказалась сопоставимой с ценой "грин-карты", которую российский гражданин покупает, выезжая в другое государство. Но за эти деньги в Европе нашему водителю предоставляют безлимитное или с лимитом в один миллион евро покрытие ущерба. У нас же иностранцы получают по своей страховке минимум 400 тыс. руб. (11.4 тыс. евро) при одном потерпевшем и 160 тыс. руб. (4.5 тыс. евро) - при нескольких. Не более 4500 евро заплатят им и за разбитую машину. А чтобы иностранцы не плакали, страховщики на границе рекомендуют приобретать дополнительно полис добровольного страхования на больший лимит ответственности. Для сравнения: страховка россиянину при поездке в сопредельные государства обходится в десятки раз дешевле: 5 евро в Белоруссию, 4 - в Казахстан и 2 евро - в Украину (с лимитом покрытия ущерба в 5000 евро). При этом за езду без страховки на Украине даже не штрафуют. Не обязывают страховаться на границе и в Белоруссии, хотя штраф там $200.
Эксперты посчитали: рынок приграничного обязательного страхования составляет от 2 до 10 млрд руб. ($66.6-333.3 млн). Правда, Игорь Иванов из "РЕСО-Гарантии" уточняет: купить полис обязательного страхования на границе должны лишь 25 процентов из тех, кто пересекает границу постоянно. Тем не менее и эта цифра оказывается немалой. Ясно, что за такой лакомый кусок должна идти настоящая схватка. И она идет.
- Теоретически полисы транзитного страхования могут продавать все страховые компании России, имеющие лицензию ОСАГО. Практически - кто "наладит" отношения с таможенными органами, - говорит Владимир Курильчик из "Спасских ворот".
При этом ни один нормативный акт России не устанавливает процедуру продажи полисов на границе. Поэтому подзарабатывают на обязательном страховании автовладельцев и в Государственном таможенном комитете (ГТК). Таможенники, как сообщает Российский союз автостраховщиков, не дают страховым компаниям самостоятельно продавать полисы в местах пересечения границы, учредив своего страхового брокера "РОСТЭК-Гарант". Брокер работает за 10 процентов комиссионных, продавая полисы лишь 8 из 146 аккредитованных компаний. А за право войти в этот список требует внести еще и вступительный взнос или авансовый платеж в размере $50 000-100 000. Счастливыми обладателями возможности продавать полисы на границе стали "Росгосстрах", "Ингосстрах", "РОСНО", "МАКС","PECO-Гарантия", "АльфаСтрахование", "Согласие". При этом на некоторых таможнях отказываются признавать полисы других страховщиков.
- Традиционно на пограничных переходах в таможенной зоне присутствует еще и Военно-страховая компания (ВСК), - сообщает Игорь Игнатьев, статс-секретарь "Росгосстраха". - Там работают, как правило, отставные офицеры, которые имеют соответствующую форму допуска в пограничную зону, или жены офицеров-пограничников, которые как агенты ВСК продают полисы въезжающим.
При этом таможенники уже сейчас не пускают в Россию автомобили без полисов ОСАГО. Хотя, как заявляет Владимир Курильчик, "закон предусматривает ответственность за отсутствие полиса только с января следующего года и "принудительное" обязательное страхование, которое проводят некоторые компании с "молчаливого согласия" таможенных органов противозаконно". С ним не соглашается Александр Ложеницин, главный специалист отдела ОСАГО центра автострахования компании "РОСНО": "Закон вступил в силу с 1 июля 2003 года, с того же момента наступила и обязанность иметь при въезде на территорию страны полис обязательной страховки".
Что касается белорусов (с этой страной у нас нет таможенной границы, и, как говорят некоторые эксперты, Белоруссия может стать окном для проникновения в Россию "бесполисников"), то они, как и все иностранцы, обязаны покупать приграничный полис России. "Единая таможенная зона не означает единого страхового пространства", - говорит Игорь Александров, начальник отдела маркетинга департамента комплексного страхования компании "Ингосстрах".
- Таможенные органы не контролируют данную границу, но с 1 января 2004 года проблема отпадет сама собой, поскольку все владельцы транспортных средств, вне зависимости от того, где они зарегистрированы, обязаны иметь полис ОСАГО и контролировать их будет ГИБДД, - говорит Александр Ложеницин из"РОСНО".- Ситуация резко изменится, когда Россия станет членом бюро "Зеленой карты". Проданный в Белоруссии или Литве полис будет действителен и на территории нашей страны. Но случится это лет через пять.
Владимир САЛМИН
Вся пресса за 8 октября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 апреля 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
AM Best отмечает растущие риски для американских страховщиков P&C на фоне роста вторичных опасностей

|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 30 апреля 2025 г.
БПЛА повредил частный дом в Нижегородской области

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
KBRA заявляет, что тарифное давление на страховщиков США растет

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
Житель Нижегородской области получит страховку за попадание БпЛА в его дом

|
|
Report.Az, Баку, 30 апреля 2025 г.
ЦБА изучит возможность внедрения «зеленых» страховых продуктов

|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
Беспилотник повредил частный дом в Павловском округе

|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 30 апреля 2025 г.
Сенатор Рябухин: расходы Фонда ОМС требуют системной проверки и оптимизации

|
|
МК в Германии, 30 апреля 2025 г.
Здоровье в долг: Германия обсуждает экстренные меры для GKV

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
«Колоссальные демографические сдвиги» изменят мировой сектор страхования имущества и ответственности

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
Устойчивый спрос — ключ к долгосрочному росту рынка киберперестрахования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
Расширение перестрахования укрепляет кредитную позицию немецких и французских страховщиков

|
|
Российская газета онлайн, 30 апреля 2025 г.
Страховщики оформили более 100 полисов ОСАГО, действующих в России и в Беларуси

|
|
НТВ, 30 апреля 2025 г.
FT: нефтетрейдеры и страховщики изучают возвращение в Россию

|
|
Forbes, 30 апреля 2025 г.
FT узнала о консультациях западного бизнеса с юристами о возвращении в Россию

|
|
МК в Ярославле, 30 апреля 2025 г.
Эксперты рассказали, почему в России процветает мошенничество в страховании

|
|
МК во Владимире, 30 апреля 2025 г.
Евгений Уфимцев: ОСАГО выполняет свою главную задачу, но есть простор для трансформаций

|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
«Заходят каратели в виде экспертов»

|
 Остальные материалы за 30 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|